Τρίτη 24 Απριλίου 2012

Джавахетия History | Georgia | ARMENIA Javaxk History




Ахалцихе - Грузия - Джавахк, село Зак (часть 2)







Джавахетия History 


Карта Грузии в 1184—1225 годах
На территории Джавахетского нагорья находится одна из зон распространения памятников эпохи палеолита[1].
Самым ранним объединением племён или государственным образованием на территории Джавахетии была Забаха (XII век до н. э.), от названия которой и произошло современное название края.[1]
Из описаний древнейших авторов — таких как Геродот, Ксенофонт, Гекатей Милетский, Птолемей и другие, известно, что с пятого по второй век до нашей эры территория Джавахетии входила в состав грузинского государства Иверия.[2][цитата не приведена 55 дней]
Страбон отмечает, что впоследствии территория Джавахетии, как и большая часть современной юго-восточной Грузии, перешла под управление Армении на 300 лет, но во II веке н. э. она вернулась в состав усилившейся Иберии почти на полтысячелетия, пока регион не был завоёван арабами в 656 году[2]. Согласно армянскому первоисточнику, Степаносу Таронаци[3], эмир Армении Хатлиб Езид, прибывший в Армению во главе многочисленного войска, отправился в Иверию, где погиб в деревне Хозабири (Джавахети). В грузинском первоисточнике «Житие Григория Хандзтели» отмечается, что в Джавахети в период 850—861 гг. состоялся собор Грузинской церкви.[4]
После распада единой Грузии территория Джавахети входила в состав грузинского княжества Самцхе, до его захвата османской Турцией в 1590 году.[источник не указан 55 дней]

Армянская империя Тиграна Великого
В июле 1828 года Ахалкалаки был завоёван русскими. В 1830 году из Эрзрумского, Басенского, Бабердского, Дерджанского и других уездов 7300 армянских семей (около 58 000) переселились в Джавахетию и в соседние районы, восстановив и обосновав более 60 сёл, 50 церквей.[источник не указан 55 дней] В 1840 году Джавахетия была включена в состав Грузино-Имеретинской губернии, а в 1846 году — в состав Тифлисской губернии (с 1874 года Джавахетия составляла Ахалкалакский уезд). Ахалкалаккий уезд под российским господством пережил значительный социально-экономический и культурный подъём. По состоянию на 1 января 1916 года в Джавахетии (в 110 селах Ахалкалакского уезда) проживали 107 000 человек, из которых 82 800 армяне. В 1830-х годах в Ахалцихе открылись Карапетяновское, а в Ахалкалаки Месропяновское школы.
В 1918 году в уезд вторглись турецкие войска. В июле 1921 года решением Кавказского бюро ВКП(б) Ахалкалакский уезд и другие территории с армянским населением были переданы Грузии. В составе Грузинской ССР уезд административно был разделен на Ахалкалакский и Богдановский (ныне Ниноцминдовский) районы[5]. На сегодняшний день административно Джавахетия разделена на Ахалкалакский и Ниноцминдовский муниципалитеты.

Демография

 

По данным 2002 г. в Джавахетии имеются около 100 населённых пунктов и более 113 000 населения (95 % армяне)[6]. В 2002—2003 образовательном году действовали 60 школ в Ахалкалакском и 33 в Ниноцминдовском муниципалитетах, а общее число учеников составляло 17.000[5].
Численность и этнический состав населения Джавахетии согласно официальной переписи 2002 г[6].
муниципалитет Армян (тыс.человек) Грузин (тыс. человек) Всего (тыс. человек)
Ахалкалакский муниципалитет 57,5 3,2 60,7
Ниноцминдский муниципалитет 32,9 0,5 33,4
Всего 90,4 3,7 94,1

Современное состояние

Через края Квемо-Картли и Самцхе-Джавахетии проходят нефтепровод Баку — Джейхан и газопровод Баку — Эрзурум.

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 Редакторы: действ, член АН ГССР Г. А. Меликишвили,
    д-р ист. наук О. Д. Лордкипанидзе
    Рецензенты: д-р ист. наук М. П. Инадзе
    д-р ист. наук III. А. Хантадзе
    Введение // Очерки истории Грузии. = Очерки истории Грузии. Т. I. — 2-е изд. — Тбилиси: Мецниереба»,, 1989. — Т. I. — С. 224. — 500 с. — ISBN 5—520-00498—6
  2. 1 2 Армяно-Грузинская война 1918 г. и Армяно-Грузинский территориальный вопрос в ХХ в.; Armeno-Georgian War of 1918 and Armeno-Georgian Territorial Issue in the 20th Century; проф. Эндрью Андерсен и Георг Эгге
  3. «…Во дни его въ 290—841 году Хатлибъ Iезид прибылъ въ Арменiю эмиром и во главе многочисленного войска отправился в Иверiю, погибъ въ Джавахе в деревне Хозабиръ» Цитата приведена по книге «Всеобщая истории» (М.1864)
  4. Георгий Мцире XI «Жития Григола Хандзтели» (М. 1994) [1] XIX
    42. … და მსწრაფლ ხოლო ბრძანა შეკრებაჲ ეპისკოპოსთაჲ და უდაბნოჲსა მამათაჲ. და ყოველნი შემოკრბეს ჯავახეთს, არამედ მამაჲ გრიგოლ არა მუნ იყო, არცა ყოველნი კლარჯეთისა უდაბნოთა წინამძღვარნი მამანი…
    43…и был приказ созвать всех епископов и отцов пустынных. И собрались все в Джавахрти, и только отца Григола не было там, и отцов управителей Кларджети…
  5. 1 2 «Джавахк», Краткая армянская энциклопедия, т. 4, издательство «Армянская энциклопедия» Ереван, 2003 г., стр. 246—247
  6. 1 2 Официальные статистические данные переписи населения 2002 г.

 _____________________________________________________


 САТХА:

Название села указано на карте Птолемея как город Sedala. Слово это по- армянски звучало как Sedaxa. По мнению армянских лингвистов Х первоначально звучало как задненебное L . Во всех транскрипциях арм. Х соответствует L. языка-источника. За 2000 лет топоним Садаха, подвергаясь фонетическим изменениям, превратился в Сатху. Село упоминается и в средневековых источниках. Армянский историк XIII-XIV вв. Степанос Орбелян в своей “Истории”, описывая восстание князей Орбели в 1176-1177 гг., упоминает замок Сатахе (Сатха), где в то время находился грузинский царь Георгий III (Сатахе был в числе царских поместий Джавахка и непосредственно граничил с владениями Орбели). Штаб восставших находился в Агараке (Лори), сравнительно недалеко от Сатхи. Получив ночью сообщение о восстании, царь бежал из Сатхи в Тифлис….  Поселение Садаха - Сатаха - Сатха на протяжении веков было крупным торговым центром, так как лежало на перекрестке важных торговых и стратегических путей.
Замок Сатхи, сейчас в развалинах, занимает огромную территорию в 20 га (из них 10 - цитадель и 10 - крепость) на 7 холмах. Как считает Е. Лалаян, замок принадлежал князю Амбакуму, а село - некоему Сатху-аге, по имени которого и назывался… В 1994 г. при восстановительных работах в сельской церкви св. Великого Нерсеса на камне, положенном в порог церкви была обнаружена надпись, пока не прочитанная. На двухметровом базальтовом намогильном камне, тем не менее, легко прочитывается год 1658. Правда, надпись не содержит указания года строительства “крепости” (и не может, т. к. крепость циклопическая), но, тем не менее, имеет важное значение для истории села. Она свидетельствует о том, что на территории крепости армяне жили и в 17-ом в. Большая часть жителей села - потомки переселенцев из сел Секутлу, Джинис, Цахки Эрзрумского вилайета (Карина). Местные армяне были халкедонитами, прихожанами православной (грузинской) церкви. Со временем они, естественно, слились с переселенцами. Из их потомков сохранились Сарояны и Дедяны. Весной 1918 г., когда турецкие войска начали наступление на Закавказье, жители села, как и многие другие в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах, вооружились и почти месяц героически сопротивлялись туркам, не давая им пройти вглубь уезда. Ожесточенные бои 22-31 мая нанесли врагу большой урон. Понеся тяжелые потери в живой силе, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением ополченцев, турки отказались от своего намерения идти дальше на Тифлис. В Сатхе родился и получил начальное образование в сельской школе, основанной в 1875 г., Степан Гиносян (1900-1965), генерал-лейтенант Советской Армии, один из военачальников Великой Отечественной, комкор, герой гражданской войны Д. Хаханян, член-корреспондент АН СССР Ц. Степанян, член-корреспондент НАН Армении историк А. Амбарян (1926-2004), д.м.н. врач-фтизиатр Э. Степанян (1928-1978).    Артуш САНОСЯН

____________________________________________________________________________________________


 “St. Nerses the Great” Church

Satkha people, after the burning of “St. Astvatsatsin” church in Paytashen, according to Akhalkalak’s sample, decided to build dome-shaped church (in 1856 Armenian people already built St. Khatch church). For this purpose in 1867 they left for Tsalka village, went to parish school to the teacher Eghishe Ter- Stepanyan. Here he invites stonemason jewish specialists, who began building dome-shaped, arched church of Satkha. Eghishe Stepanyan takes the whole responsibility of building the church. It should be mentioned that he is the most vigorous and literate person in the village. In half of 1869, the construction of the church was already finished. In one of the archive documents we know that in 1869 year in the court of a newly-opened church of Satkha there was  a preparatory  with 48 pupils and the teacher Eghishe Ter- Stepanyan, who finished the local school. The date 1869 was engraved on the facade  of the church from the side of the arch. The width of the church is 13 meters, the length 23,65 and the height is 6 meters. Up to dome is 22 meters and the with the cross together which is on the dome is 23,20meters. “St. Nerses” has stone arched stages, two altars, big hall and a gallery. The roof is based on 4 strong cylindrical columns. The gallery is also on the columns. In 1918, on the 21st of May, the Turkish people, seizing Satkha, fired and made  the great cross of the dome fall. In 1955 on the 25th of June, 77 years later, major master in the construction of church Bagrat Khachatryan set one new cross on the dome of the church. In 1869 September all the village people of all ages gathered for the solemn opening ceremony. There came delegations both from the centre of the province and from many villages. The delegation of Mother Cathedral of St. Echmiadzin was also present. The representative of the delegation was the first to ring the bell rope of the bell tower. The sound the bell is said to reach many villages of the province. Contribution was organized for the construction of St. Nerses church- each family 20.00 ruble. Businessmen also helped. Stepan Kobalyan dealt with financial part. The president of public economy, A. Sanosyan was managing the construction activities in Satkha.  Construction activities were realized by gifted masters; Tsolak Grigoryan, Nerses Voskanyan, Onik Shirinyan, with B. Khachatryan leadership. Inner illustrations are done by artist Armen Ginosyan.  Razmik, Sergey and Artyush Broyans, Volodya Amirkhanyan, Asatur Aristakesyan as well as Stepan Nanayan always helped the masters. Many people know about “St. the Great Tepn” located in the north- east of the mountain. Having seen a dream sent by God, forest- keeper Mkrtich Hambaryan built that church in 1976 and named it “St. Mkrtich”. Mkrtich Hambaryan himself wished to see his own ash be set in this saint place after his death

http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam14.JPG

 http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam6.JPG

http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam8.JPG
http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam11.JPG

http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam17.JPG

http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam10.JPG

http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam12.JPG
http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam13.JPG

http://satkha.rivido.de/jamr/jam3.jpg

http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam1.jpg
http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam5.jpg
Satkha Photo Jam
http://satkha.rivido.de/satkha_vanker/jam9.JPG

_________________________________________________________________________________

 Источники :
1.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%85%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8F

 2.  http://satkha.com/ 

3. http://satkha.rivido.de/javakhqr.html

-----------------------------------------------------------------------------

 

 



Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου